Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
|
ПАМЯТЬ НЕПОКОРЁННЫХ (О нарушении прав бывших узников фашизма в СССР)
ПАМЯТЬ НЕПОКОРЁННЫХ (О нарушении прав бывших узников фашизма в СССР) ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПАМЯТЬ НЕПОКОРЁННЫХ (О нарушении прав бывших узников фашизма в СССР) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - изучение истории нашей Родины через биографии людей, проживших славные и трагические дни вместе со своей страной, - воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданского долга, уважения к истории Отечества, ветеранам войны, труженикам тыла, бывшим узникам фашизма, - социализация и воспитание современного гражданина, желающего жить и работать в правовом, демократическом государстве.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютерная поддержка. Презентации биографий бывших узников фашизма. Выставка картин Е.И.Болотова «Смотри и помни». Фотографии и личные вещи бывших узников фашизма.
Учитель: Сегодня состоится очередное заседание нашего военно-патриотического клуба «Первый Салют». Клуб создан и работает в нашем лицее уже почти 30 лет. Вопрос к учащимся: Как бы вы определили основные задачи работы нашего клуба? Ответ: (см. видео)
Учитель: Новым направлением нашей работы можно считать встречи с бывшими малолетними узниками фашизма. 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских лагерей. У этой скорбной даты есть своя неумолимая статистика: год от года становится всё меньше и меньше людей, которые напрямую связаны с этим событием. В этом году отмечаться 61-ая годовщина со дня освобождения узников. В годы Великой Отечественной войны из СССР было вывезено около 7 миллионов человек, а выжило чуть больше миллиона. Из Белгородской области в Германию было угнано 24 тысяч юношей и девушек, а на сегодняшний день в живых осталось только 1500 человек.
Какая работа была проделана к сегодняшнему заседанию? Учащиеся: Исследованы биографии - Чуевой Клавдии Ивановны, Болотова Евгения Ивановича, Каштановой Лидии Тарасовны, а так же Александр Чуев (ученик 10 класса) собрал и подготовил уникальный материал из серии «Моя родословная» о судьбе своего деда Александра Дмитриевича. Учитель: Несмотря на привычные формы работы на сегодняшнем заседании нам предстоит акцентировать внимание на проблему нарушения прав человека в советском государстве. Мы попытаемся ответить на вопросы «Как и почему это происходило? Как удалось бывшим узникам выжить, найти своё место в жизни?» Эпиграфом к нашему заседанию можно взять стихотворение нашего белгородского поэта Виталия Щиголева: Оплывают окалиной На заре журавли, За Отчизну, за Сталина Поднимались и шли.
Шли покорно, не думая, Где добро, где диктат, Эх, Россия угрюмая, Подневольный солдат.
Опухали от голода, По этапу в Сибирь Шли на гибель от холода Во всю русскую ширь.
От Якира до Осипа Мандельштама – в расход, Как жила ты без просыпа? Что терпел твой народ?
Да, ты многое вынесла, Зубы стиснув, зажав, Подравнялась и выросла До великих держав.
Да, ты стала могучею, Стала сильной страной, Только вспомни при случае, Ведь какою ценой!
Этих дел не положено Забывать никому, Эти люди дороже нам, Чем святые в дому.
Только не об утрате я, Кто невинно угас, - Не была б демократия Снова прежней у нас.
Учитель: Всегда ли в нашем государстве в XX веке существовало демократическое общество?
Как Вы понимаете термин демократия?
Что такое правовое государство?
Почему Вы считаете, что нам сегодня необходимо стремиться к построению правового, демократического общества? Какое отношение к Сталину современного молодого поколения?
Учитель: А сейчас перед вами на мониторе 2 диаграммы, отражающие сегодняшнее отношение к Сталину и его времени. Как бы Вы прокомментировали эти данные? Учащиеся: комментируют данные социологического опроса (см. видео).
Учитель: Интересные ответы на этот вопрос, найдены мной в книге Владимира Литвинова «Коричневое «ожерелье», документальное повествование председателя Международного движения бывших малолетних узников фашизма. Из 218 опрошенных узников фашизма, кто пережил кошмар Освенцима, Майданека, Дахау, 106 считают Сталина: 42% - вождём под руководством, которого советский народ победил в Великой Отечественной войне, 26% - дальновидным руководителем, который привёл СССР к могуществу и процветанию, 20% - человек, которому, несмотря на совершённые им ошибки, история, в конце концов вынесет оправдательный приговор, 18% - умным, решительным и авторитетным лидером, который сумел обеспечить в СССР порядок, 18% - спасителем человечества от фашизма, 16% - таким типом государственного деятеля, который требуется нашему народу, 12% - продолжателем дела Ленина и других выдающихся революционеров, 9% - жертвой клеветников, далёких от интересов трудящихся и страны. А для 112 бывших узников, Сталин по-прежнему является: 48% - жестоким тираном, несущим ответственность за уничтожением миллионов советских граждан, 42% - прескверным и ненадёжным защитником народа, который был брошен на произвол судьбы, едва немцы вступили на нашу землю, 36% - виновником наших катастрофических поражений в войне, которые произошли вследствие допущенных вождём стратегических и политических просчётов, 29% - величайшим провокатором, который призвал граждан развернуть всенародную партизанскую войну на оккупированной территории, обрёк их на муки неволи и рабства, а после войны обвинил в предательстве, 16% - человек, извративший идеи Ленина, создавший государство далёкое от идеалов, 14% - кумиром сторонников «железной руки». 12% - опасным догматиком, способным уничтожить 9 /10 населения страны, чтобы «осчастливить» оставшихся в живых. В чем же причина столь разного отношения к Сталину людей? Учащиеся: собственные комментарии
II. Учитель: А теперь давайте вернёмся к исследовательской теме: «Изучение истории Родины через биографии людей». Первая исследовательская группа встречалась с бывшей узницей фашизма Чуевой Клавдией Ивановной.
1 группа: Исследовательская работа по биографии «ЧУЕВОЙ КЛАВДИИ ИВАНОВНЫ. Чуева Клавдия Ивановна родилась 5 марта 1926 года в городе Белгороде. В 1941 году Клавдия Ивановна окончила 7 классов, ей было 15 лет. Но мечты девушки были омрачены началом Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года Белгород стал готовиться к оккупации. В ночь на 24 октября 1941 года фашисты без боя вошли в город. Оставшееся население спряталось в подвалах, на чердаках. В городе не было воды, света, не работали магазины. Люди собирали для еды всё что можно: в районе Крейды сгорел элеватор, собирали несгоревшее зерно, чечевицу, на полях рыли мёрзлый картофель, меняли вещи на продукты в деревнях. Голод, холод, страх охватил население Белгородчины, ведь в городе остались в основном женщины, дети и старики. Каждый из них жил мыслью об освобождении, ждал победы, и это придавало силы пережить все невзгоды. Но были и такие, кто сотрудничал с немцами, шли добровольцами в немецкую армию, полицаями, старостами. В мае 1942 года поехали в Германию на работу первые добровольцы, которых провожали торжественно под звуки духового оркестра. Но таких было мало, и в августе 1942 года начали забирать на принудительные работы насильственно, в основном подростков, одиноких женщин. Клавдию Ивановну угнали в Германию 24 октября 1942 года. Их погрузили в товарные вагоны, как скот, и в сопровождении охраны с овчарками повезли в неизвестную страну. 1 ноября 1942 года привезли в пункт назначения город Лейпциг. Клавдия Ивановна вместе с 20-тью подростками попала на пивзавод. На работу гоняли через весь город, а местное население смотрело на работников, как на дикарей. Мальчишки кидали вслед камни, кричали: «Русские свиньи». Обуты пленники были в деревянные колодки, одеты в рабочее платье из мешковины. Клавдия Ивановна в этой группе была самая младшая. Первое время малолетние узники плакали, вспоминали Родину, семью, а потом свыклись с мыслью, что надо выстоять даже в самых нечеловеческих условиях. В январе 1943 года около барака упала первая советская бомба. Узников перевели жить в большой многонациональный лагерь за колючей проволокой. В Германии Чуева К.И. сменила 6 мест работы. Клавдия Ивановна вспоминает, что у одного Бауэра их работало 5 человек. Этот хозяин был настоящим фашистом. Работали бесплатно с утра до ночи, а ели впроголодь. Приходилось, есть корм для свиней, чтобы как-то выжить. С января 1944 года налёты и бомбардировки Лейпцига стали постоянными. Все малолетние узники чувствовали, что на фронте произошли грандиозные изменения. Терпимое отношение к русским стало повсеместно, особенно после поражения немцев на Курской Дуге. Когда войска подходили к Берлину в апреле 1945 года, началось безвластие. А 14 апреля 1945 года в Лейпциг вступили союзники. Через неделю после освобождения узников переправили в зону советских войск на Эльбе в город Мельбург. Клавдия Ивановна осталась работать регистратором репатриантов. В августе 1945 года Чуева К.И. выехала на Родину в Белгород. Поездка длилась месяц, в сентябре Клавдия Ивановна увидела свой дом, встретилась со своей семьёй, о которой ничего не знала с 24 октября 1942 года по 5 сентября 1945 года. 2 группа: Исследование биографии и творчества БОЛОТОВА ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА Довоенные годы Е.И. Болотова прошли в Белгороде. Как и все дети той поры, Евгений Иванович с увлечением занимался во Дворце пионеров. Больше всего привлекала студия изобразительных искусств и музыкальная. Но смелые планы о будущем были разрушены в одночасье. В воскресенье, играя в волейбол, ребята услышали суровое слово «война». Вскоре Белгород был объявлен на военном положении. Приближался фронт. Когда Евгению Ивановичу исполнилось 16 лет, его вместе с другими сверстниками посадили в закрученные колючей проволокой вагоны и повезли в неизвестном направлении. Дорога была долгой. Под стук безжалостных колёс Об пол стучали слёзы. Куда вагон ты их везёшь, Ведомый паровозом? И вот – чужие люди и земля, Дома чужие и строенья, Здесь и дорога не своя. А в сердце только мщенье. Такие воспоминания оставались с Е.И. Болотовым всю его жизнь. Маутхаузен… Выложенные из камня башни. Электрический ток по колючей проволоке. Эсесовцы вооружены до зубов. Охранники с вышек следят за каждым их шагом. У них теперь не было ни имени, ни фамилии. Они были теперь только номерами. Номер Евгения Ивановича был 66093, он должен его помнить и во сне, и наяву. Относились в лагере к узникам издевательски. Вот один из эпизодов. Их строят в шеренгу. У каждого в руках по маленькой тряпочке. Их заставляют тщательно вытирать каждый булыжник на мостовой. Не дай бог упасть – тогда сразу в крематорий. Самая счастливая минута, когда доходишь до стены. Можно опереться на неё и перевести дух. Евгений Иванович попал в один из филиалов Маутхаузена – Линц 3. Здесь родилась организация сопротивления фашизму. Узники защищали обессиленных заключённых от смерти, делились с ними кусочками эрзац-хлеба. Особую роль играла информация, группа сопротивления добывала свежие новости и распространяла их среди узников. Они вели борьбу с предателями, тайно добывали оружие. Приближался май 1945 года. Наступило утро 5 мая. Стояла тишина. Узники поняли, что они выжили. Е.И.Болотов вспоминает: «Приехали в советскую зону. К вечеру размещаемся в полуразрушенном здании. Здесь наше место до окончания проверки». Евгений Иванович после проверки был направлен в 210 запасной полк, там и пригодились его художественные способности. Его спасло то, что попал он в концлагерь не как военнопленный, то есть попавший в окружение и сдавшийся в плен, а как малолетний узник фашизма. 3 группа: Исследовательская работа биографии ЛИДИИ ТАРАСОВНЫ КАШТАНОВОЙ Лидия Тарасовна родилась в 5 сентября 1924 года в Белгороде. В октябре 1941 года фашисты оккупировали Белгород, они грабили население, разыскивали и арестовывали коммунистов и комсомольцев. Вывозили в Германию чернозём, булыжник, скот, продовольствие. А потом понадобились рабочие для работ в Германии. 29 июля 1942 года Лидию Тарасовну вместе с остальными узниками под конвоем погрузили в вагон и отправили в неволю. Она оказалась в лагере, недалеко от Лейпцига. Ежедневно в 5 утра узников с руганью и побоями выталкивали во двор, строили в колонны и вели под конвоем на завод. Голод, холод, побои были здесь в порядке вещей. Узники всячески стремились сохранить человеческое достоинство, мужественно переносить лишения. Каштанова работала в цехе вместе с поляками, с которыми сложились дружеские отношения. Среди них был коммунист рабочий Вицек. С помощью его и своих подруг Лидия Тарасовна совершила диверсию, работы в цехе остановились. Через несколько дней в лагере появились эсэсовцы. Начались допросы и поиск виновников аварии. Не найдя виновных, Каштанову с подругой избили до полусмерти. Более десяти дней они не могли двигаться, не выходили из бараков, но в душе были горды, что смогли навредить фашистам. В апреле 1945 года узников освободили американцы, а в сентябре Лидия Тарасовна возвратилась в Белгород.
УЧИТЕЛЬ: После войны жизнь бывших узников стала медленно входила в мирное русло. Но Родина встретила узников неприветливо, раз в 3 месяца, а затем реже они должны были приходить на «беседу». Долгие сталинские годы они находились под пристальным оком Особых отделов. Каждый бывший узник фашизма имел свой фильтрационный лист, где содержались данные о человеке. Клавдия Ивановна до сих пор помнит своего соседа Анатолия Редькина, который был отправлен в ГУЛАГ за то, что был угнан в Германию. Оттуда он не вернулся. Обидно было то, что не только настороженно относились к бывшим узникам фашизма государственные органы, но и местное население, а особенно фронтовики видели в них «врагов», работавших на фашистов в годы войны. Трудно было объяснить, что не по своей воле оказались они в Германии. Воспоминания бывшего узника фашизма М.А. Парфёнова. У меня дорога домой была своя, горестная, жестокая и несправедливая. На фильтрационном пункте со мной не церемонились. И я грешным делом подумал: «Может и не нужны мы Родине и Сталину?», но для себя решил, что те офицеры, которые меня допрашивали, - это ведь не Родина. Дезертиром или предателем меня никто не считал, ведь я не был военнообязанным. Но относились – как к предателю. Особо горько было осознавать, что никто даже слышать не хотел о нашей организации «КОВР» (Коммунистическая организация восточных рабочих), о нашей деятельности и борьбе. «Почему тебя не повесили, если ты был членом организации «КОВР»?», - бросил мне в лицо один офицер. После проверки вместе с группой таких же парней меня отправили на работы по демонтажу оборудования на заводе «Зингер». Поздней осенью 1945 года я возвратился домой. На работу устроиться не мог, в отделах кадров говорили, что репатриированных на работу не берут. Таким образом, годы после войны прожил безвинно виноватым и реабилитация в начале 90-ых годов, хотя и восстановила справедливость, но уже не могла вернуть исковерканную и изломанную жизнь. Я часто размышляю над тем, почему всё так получилось, почему нас квалифицировали как предателей? Почему мы должны за счастье считать реабилитацию на старосте лет, в стране, в которой мы родились, выросли и трудились? Из воспоминаний бывшей узницы фашизма Л.А. Соловейченко. Я находилась в концлагере под Лейпцигом, который принёс мне массу горя и страдания. 17 апреля 1945 года мы были освобождены американскими войсками. Одновременно с освобождением для нас начались новые испытания, унижения и страдания. Казалось бы, что вот кончилось наше рабство! Радоваться надо! Но, увы! Нас постоянно проверяли – как врагов народа, контролировали и презирали. Угон в Германию, как факт биографии, исковеркал жизни людей, многим так и не позволил по-настоящему реализоваться в жизни. Разве мы, подростки, были повинны в том, что нас оставили на растерзание врагу, что не по своей воле мы приняли страдания, мучения, а многие – и смерть. В конце жизни нас, уже стариков, реабилитировали. Хорошо, что справедливость всё же восторжествовала, но разве наши изломанные и исковерканные судьбы не урок нынешним и будущим поколениям?
НАЗОВИТЕ ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, НАРУШАЕМЫЕ В СССР? Почему, зная и понимая многое, люди молчали?
Почему боялись защищать свои права, бороться с существующим режимом?
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на нарушение прав человека в СССР существует много различных точек зрения. Спор, начатый, несколько десятилетий назад не утихает до сих пор. Тема этих дискуссий:
Я приведу Вам несколько ответов на этот вопрос, а Вы выберите для себя приемлемую точку зрения и защитите её. 1. Илья Эренбург. Когда торжественно отмечалось 70-летие Сталина, очередной номер газеты «Правда» просто не мог выйти без статьи Эренбурга, славящей вождя. Но прошло всего лишь несколько месяцев, и Эренбург садится за повесть, название которой дало имя всей последующей эпохе: «Оттепель». Позднее в своих мемуарах он напишет: «Да, я знал о многих преступлениях, но пресечь их было не в моих силах. Да о чем тут говорить: пресечь преступления не могли и люди куда более влиятельные… Никогда в своей жизни я не считали молчание добродетелью, и, рассказывая в этой книге о себе, о моих друзьях, я признавался, как трудно нам было порой молчать… Молчание было для меня не культом, а проклятием…»
2. Критик В.Ермилов. Он хорошо был известен в 50-60 годы, а сейчас почти забыт. «Мы то о сталинских преступлениях знать не знали и ведать не ведали! Мы молчали, потому что ничего не понимали. Да, мы были слепы, наивны. Но были искренни».
3. В. Солоухин, журналист, писатель. В начале перестройки его упрекали в том, что в 50-ые годы он участвовал в травле Пастернака, а позднее, как ни в чём не бывало, выступал на пастернаковских вечерах, читал стихи поэта и даже не считал нужным сказать хоть несколько слов о своей вине перед ним. «Не чувствую за собой особенного греха, потому что такое было время…». УЧИТЕЛЬ: Как же сложились судьбы наших героев? Продолжение исследовательской работы учащихся. Клавдия Ивановна Чуева прошла ни одну инстанцию, доказывая свою правду. В своих воспоминаниях она пишет: «В то же время не могу не сказать, что долгие годы я ощущала на себе косые взгляды. И это понятно. Официальные источники о нас умалчивали. Люди много не знали». Клавдия Ивановна с горечью вспоминает сталинские времена, ведь не по своей воле оказалась она в Германии. Её отец – воин советской армии, прошедший всю войну от начала до конца, её работа после освобождения регистратором – всё это позволило вернуть честное имя. В 1948 году поступила в Харьковский институт иностранных языков, который окончила в 1952 году. В 1955 году вернулась в родной Белгород, где учила детей иностранному языку, работала в школах № 1, 6, 5. В 1965 году поступила на вечернее отделение иняза по специальности немецкий язык. Все годы педагогической деятельности, Чуева К.И. работала в обществе «Знание», выступала с лекциями в Белгороде и по области. В 1965 году её приняли в КПСС, в 1970 наградили юбилейной медалью в честь 100-летия В.И.Ленина, награждена медалью «Ветеран труда», «50-летия Победы». Но и на заслуженном отдыхе Клавдия Ивановна ведёт активную военно-патриотическую работу. С 1994 по 2002 год она являлась членом Президиума городского Совета ветеранов Великой Отечественной войны. С 1992 года стояла у истоков создания ассоциации бывших малолетних узников фашизма. В 1994 году по указу Б.Ельцина бывшие малолетние узники фашизма приравнены в своих правах к ветеранам войны, с февраля 1995 года Клавдия Ивановна является председателем этой общественной организации. УЧИТЕЛЬ: Судьба Евгения Ивановича Болотова тоже сложилась относительно удачно. В 1950 году вернулся в Белгород. Окончил 7 класс, а затем уехал в Харьков, где работал в конструкторском бюро торгового машиностроения. В 1970 году вернулся в Белгород, с 1972 года - работал главным художником города в Белгородском горисполкоме. Уже в мирное время родились его полотна. Часть своих работ Евгений Иванович передал в лицей №10. Болотов Е.И. долгие годы был нашим добрым другом, оказывал помощь в оформлении нашего музея. Большинство работ Болотова написаны по его воспоминаниям концлагеря Маутхаузена: - «Главные ворота концлагеря смерти Маутхаузена» - «Они хотели убить наше человеческое достоинство» - «В лагере» - «Заря надежды» Наверное, тогда и родились у Е.И. Болотова эти строки: Прошедший день за год считали, И казнью счет в разжиженном снегу, Мы, стиснув зубы, верили и ждали, Настанет час – мы не останемся в долгу. УЧИТЕЛЬ: Судьба Лидии Тарасовны Каштановой сложилась не так счастливо. Её дом был разрушен, старший брат погиб на фронте, младший лечился после ранений. Из-за того, что Лидия Тарасовна побывала в плену в Германии, многие смотрели на неё с отвращением, неприязнью и подозрением. Узнав, что её документы об учёбе в техникуме пропали, она обратилась к преподавателям с просьбой подтвердить, что действительно обучалась у них. Обидно было до слёз, когда они отказались. «В чём я виновата?» - думала Лидия Тарасовна. Но жизнь продолжалась. После войны Каштанова Л.Т. вышла замуж, воспитала двух сыновей, так и не получив образование, всю жизнь работала страховым агентом. В 2002 году Каштанова Л.Т. вместе с другими узниками фашизма была приглашена в Лейпциг, а через 3 месяца после приезда она умерла – сердце не выдержало. УЧИТЕЛЬ: Но и сегодня среди широких слоёв населения новых независимых государств, образовавшихся на территории Советского Союза, прежде всего среди представителей старшего поколения, бытует мнение, будто принудительные работники имели у нацистов какие-то особые привилегии. Во всяком случае, считают, что они находились в несравненно лучших условиях, чем их соотечественники у себя на Родине. С другой стороны говорят: «Эти люди изготавливали бомбы и снаряды, которые падали нам на головы. Так что неспроста Германия им платит».
КАК ВЫ ОТНОСИТЕССЬ К ЭТОЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ?
А вот судьба ещё одного человека, Александр Дмитриевич Чуев, оказался в немецком плену, но сумел не только выжить, но приносить пользу фронту. Александр Дмитриевич Чуев А.Д.Чуев родился в селе Чуево Губкинского района в 1922 году. Перед войной закончил 5 классов школы и был призван в армию в 1940 году в Лениногорск Семипалатинской области. А в июне 1941 года началась Великая Отечественная война. На войне судьба человека непредсказуема. Когда немцы напали на СССР, Александр Дмитриевич со своими товарищами был в полной боевой готовности уже в Иране. Когда же над Москвой нависла смертельная угроза, их воинскую часть доставили под Тулу, навстречу танкам Гудариана. Александр Дмитриевич попал сначала в окружение, а затем и в плен. Вот такая трагедия постигла его в первый год войны. Немцы в тот период не очень обращали внимание на пленных: уничтожали коммунистов и комиссаров, а остальную массу красноармейцев загоняли на ночь в коровники, овчарни, а днём вручали лопаты и заставляли рыть окопы. Только в 1941 году, по немецким данным, в плен попали около 3 млн 800 тыс. советских военнослужащих. Их положение оказалось самым тяжёлым. Писатель Лев Разгон замечал: «Все невероятные муки, испытанные ими, были вызваны тем, что наше правительство официально отказалось признавать красноармейцев, попавших в плен, военнопленными, отказалось вносить за них деньги в Международный Красный Крест. Этим самым наши пленные были поставлены вне законы, вне Женевской конвенции. Немцы могли с ними делать что угодно. Они это и делали».
После двух неудачных попыток побега Александра Дмитриевича перевели в Бобруйскую крепость – эсэсовцы посчитали его партизаном. Бобруйский период оказался самым тяжёлым. Александра Чуева допрашивали с пристрастием, рукоприкладством. Допытывались о связях с партизанами. Убедившись, что Чуев ничего о них не знает, эсэсовцы поместили его в общую камеру, где можно было только стоять – так их переполнили. Однако и здесь Александр Дмитриевич долго не задержался. Его под строгой охраной перевезли через Литву, Польшу, Германию во Францию. Разгрузился эшелон в районе Вердена. Пленных русских, украинцев, белорусов – всех, кто попал сюда, загнали в шахту «Бозает». В ней до этого уже работали французы, англичане, славяне. Люди в экстремальных условиях быстро находят общий язык. Шахта, где работал Александр Дмитриевич, находилась в окрестностях Верден, вокруг была достаточно лесистая местность. В ней и нашли пристанище бойцы французского Сопротивления. Они старались пополнять свои ряды за счёт пленных. В первый месяц к Чуеву никто не подходил – изучали, не провокатор ли? Затем, убедившись в честности Александра Дмитриевича, «карантин» сняли. Однажды, во время перерыва в работе, к Александру Чуеву подсели два человека и предложили уйти в лес, он без раздумывания согласился. На шахтах пленных охраняли не очень строго – немцы в то время не видели большой опасности в Сопротивлении, но отряды партизан крепли. Находясь в отряде «Ленинград», Александр Дмитриевич со своими товарищами не раз проводили дерзкие, умелые атаки на немцев: воровали по поддельным документа продовольствие на складах, угоняли скот, отобранный фашистами у крестьян, возвращали его хозяевам… Понятно, что такие набеги не могли пройти даром. Немцы бросили на уничтожение партизан свою жандармерию, но было уже поздно – американцы и англичане начали теснить оккупантов. Освободители отправили бывших пленных в Германию. Там за дело взялся особый отдел. Расспрашивали дотошно. Как бы могла сложиться судьба Александра Дмитриевича после плена?
УЧИТЕЛЬ: Сталин как-то заметил: «У нас нет пленных, а есть изменники Родины». В приказе №270 , подписанном Сталиным 16 августа 1941 года, говорилось: «Командиров и политработников, во время боя сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину». Поэтому после войны оставшиеся в живых пленные часто оказались в советских проверочных лагерях. После того, как они закрылись, около 15% бывших пленных попали в обычные лагеря в качестве заключённых. Но на руках у Александр Дмитриевич была справка, выданная ему во время его пребывания в «Ленинграде», гласящая, что «за время пребывания в отряде товарищ Чуев проявил себя как честный боец, приказы выполнял добросовестно. И подпись на французском языке и печать. После прохождения особого отдела Александру Дмитриевичу выдали вот такой документ. ***************************************************************************** Штаб советских партизанских отрядов на востоке Франция Нанси 12 октября 1944 г. СПРАВКА В том, что он действительно бежал из немецко-фашистского лагеря и находился при советском партизанском отряде, действующем совместно с французским отрядом «Мерланд» в районе Вердена. Подпись и печать. ***************************************************************************** Вернулся Александр Дмитриевич в родное село без шума, без боевых наград, которыми отмечались подвиги солдат на фронте, хотя его вклад в Победу заслуживает высочайшей оценки. Александр Дмитриевич Чуев и в мирное время проявил себя: работал в плодосовхозе «Чуевский» даже после ухода на пенсию, вместе с супругой воспитали четверых сыновей и четверых дочерей.
Учитель: На сегодняшнем нашем заседании мы рассмотрели судьбы бывших узников фашизма, увидели, какие нарушения прав существовали в СССР. Что нового вы узнали на занятии? Что привлекло внимание, оставило след в вашей памяти?
Главный вывод, который мы можем вынести из данного занятия – это то, что как бы не ломала судьба, сильный духом человек найдет в себе силы оставаться человеком, в самом высоком смысле этого слова, и черпать силы для борьбы за справедливое, демократическое общество, достойное и свободное существование Д\з: Продолжить изучение судеб на примерах своих родственников. Составление родословной. Выяснить их отношение к идеям сопротивления несвободе в СССР.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В.Литвинов «Коричневое ожерелье». Киев, 2001г, 620 стр. 2. Память непокарённых. Сборник под ред. В.В.Овчинникова. Бедгород. 1998г, стр. 190 3. Эхо нашей памяти. Сборник под ред. В.Я.Жилина. Губкин. 1995 г, стр. 160 4. В.Щиголев. «Мы еще попытаем счастья...» Сборник стихов. Москва. 1993г, стр. 88
|
Категория: Мои статьи | Добавил: belyj (16.11.2009)
|
Просмотров: 2191 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|
|