Сайт Руфова       
 Юрия Константиновича
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

программа
07.11.2009, 17:20

  С.Н. Ковалёв 
  Адаптирована: педагог дополнительного образования средней школы №785 г. Москвы Руфов Юрий Константинович.

Образовательная программа дополнительного образования детей
 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
  Возраст обучающихся – 12-16 лет
  Срок реализации – 2 года
К содержанию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий. 
Программа основана на адаптации к условиям довузовского образования программ двух учебных дисциплин системы высшего профессионального образования – «Аппаратное обеспечение ПЭВМ» и «Информационные сети» – для специальности «Информационные системы и технологии», разработанных и преподаваемых автором в МИРЭА. Тем самым она соответствует решению актуальной задачи профориентации школьников путём реализации модели непрерывного образования «школа – учреждения дополнительного образования – вуз».
Необходимость приобщения старших школьников к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации, прежде всего в части работы с аудио- и видеоинформацией, и качественно изменившейся ситуацией в области доступа молодёжи к мировым информационным ресурсам глобальной сети Internet. В настоящее время Internet стал мощным и доступным средством информационного обеспечения всех сфер жизни, включая процесс обучения.  
Новизной и особенностью программы, отличающей её от других программ близкой направленности, помимо содержательной связи с вузовскими учебными дисциплинами, является ориентация на осуществление в учебно-творческих коллективах, набранных преимущественно из учащихся 6-го - 9-го и 10-го классов средней школы №785. В рамках учебной программы учащиеся изучают курс «Информационные технологии». Настоящая программа дополнительного образования опирается на знания, полученные при изучении этого курса, содержательно связана с ним, но представляет собой самостоятельную программу. Важным элементом новизны, присущим программе, также является внедрение элементов дистанционного обучения и применения на практике полученных знаний.
Цель программы – содействовать формированию у членов учебно-творческого коллектива отчётливых представлений и базовых знаний о выбираемой специальности дальнейшего обучения, освоению форм и методов обучения.
Реализация программы предполагает решение ряда практических задач:
– углублённое знакомство учащихся с принципами аппаратного устройства и функционирования IBM-совместимого (Intel-совместимого) персонального компьютера и отдельных его узлов, обеспечивающее уверенное выполнение на нём различных работ;
– продолжение изучения характерных особенностей, возможностей и ограничений при работе в операционной среде WINDOWS 2000/XP с отдельными прикладными программами пакета MS-Office (преимущественно PowerPoint);
– освоение основных приёмов работы с графическими пакетами Corel Draw, Corel PhotoPaint, Adobe PhotoShop;
- применение умений при создании слайд-шоу ;
- создание различных презентаций;
- использование навыков при выпуске журналов и газеты школы «Семь восемь пять»;
- пополнение и обновление новостной страниц сайта школы №785;
– изучение основных приёмов работы в локальных и глобальных информационных сетях с целью закрепления приобретенных навыков уверенного использования предлагаемых сетевых сервисов и практического применения обширных информационных ресурсов;
– овладение навыками экологической безопасности при эксплуатации персональных компьютеров;
– получение навыков, облегчающих последующую адаптацию школьников к условиям студенческой жизни.
Программа рассчитана на школьников 12-16 лет (учащихся 6-10 классов) и реализуется 2 года.
При реализации программы основной упор сделан на практическую работу учащихся, в том числе с учётом их индивидуальных интересов.
Обучение ведётся посменно тремя учебно-творческими группами по 10-15 человек в форме семинаров и практических занятий, в том числе индивидуальных (с использованием технологии дистанционного обучения).
Итоговая оценка освоения программы имеет форму выполнения выпускной работы (1-й и 2-й год обучения; индивидуальная тематика по интересам), её защиты и (для наиболее качественных работ) подготовки доклада, проектов, газет журналов для представления на технических конференциях, конкурсах и смотрах (апрель – май).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Первый год обучения

№ 
Название темы Количество часов
  Аудиторные Режим дистанционного доступа 
Всего
  Теория Практика  
1 Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PS 3 - - 3
2 Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером 3 - 3
3 Настройка BIOS типового IBM PS 3 - 3
4 Информационно-вычислительные сети 3 3 3 9
5 Основы работы в компьютерной сети 9 57 30 96
6 Основы антивирусной защиты информации 3 9 - 12
7 Операционная система WINDOWS 2000 9 18 18 45
8 Средства мультимедиа 21 45 27 93
9 Электронная почта и Internet 9 15 18 42
10 Сканирование изображений 3 36 3 42
11 Заключительное занятие - 3 - 3
 Итого: 66 186 99 351

Второй год обучения

№ 
Название темы Количество часов
  Аудиторные Режим дистанционного доступа 
Всего
  Теория Практика  
1 Введение. Основы техники безопасности 6 - - 6
2 Работа с гипертекстом 9 15 18 42
3 Сканирование и обработка текста 9 18 18 45
4 Сканирование и обработка изображений 21 45 27 93
5 Работа в Internet 9 15 18 42
6 Оформление итоговой работы 3 36 3 42
7 Основы WEB-дизайна 9 33 24 66
8 Работа в Internet 3 9 - 12
9 Заключительное занятие - 3 - 3
 Итого: 69 174 108 351





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения
Тема 1. -1час.
Введение. Основы техники безопасности. Основы обслуживания типового IBM PC. Структура двухгодичной дисциплины «Информационные технологии»: цели и задачи теоретических и практических занятий. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в помещении компьютерного класса. Основные приёмы травмо–, пожаро– и электробезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.
Тема 2. -1час.
Проблемы экологической безопасности и энергосбережения при работе с персональным компьютером. Устройство типового офисного (домашнего) IBM-совместимого персонального компьютера (IBM PC). Основы обнаружения неисправностей и ремонта; модернизация. Основные приёмы травмобезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.
Тема 3. - 1час.
Настройка BIOS типового IBM PS. Индивидуальная настройка BIOS персонального компьютера; оптимизация производительности элементов компьютера. Настройка управления энергосбережением. Поддержка «Plug & Play»: некоторые возможные типовые проблемы и способы их разрешения.
Тема 4. -3часа.
 Информационно-вычислительные сети. Информационно–вычислительные сети: локальные и глобальные сети. Общее представление о глобальной сети Internet; возможности и ограничения при использовании информационных массивов Internet. Общее представление о модели взаимодействия открытых систем. Аппаратура поддержки информационно–вычислительных сетей. Общие сведения о протоколе TCP/IP. 
Тема 5. -32часа.
Основы работы в компьютерной сети. Работа в локальной компьютерной сети: управление доступом к «собственным» устройствам и информации на уровне ресурсов и пользователей; элементы защиты информации; разграничение доступа. Обзор основных возможностей популярных программ, обеспечивающих доступ к сервисам и информационным ресурсам Internet: Internet Explorer и Netscape Navigator. Практическая работа в сети Internet. Создание слайд-шоу о жизни школы ,для демонстрации на мероприятиях и на уроках.
Тема 6. -4часа.
 Основы антивирусной защиты информации. Общее представление о компьютерных вирусах и их воздействии на информацию. Обзор возможностей и ограничений популярных антивирусных программных пакетов: AVP; McAfee.
Тема 7. -15часов.
 Операционная система WINDOWS 2000. Операционная система Windows 2000/XP (на основе технологии NT)): особенности инсталляции; настройка интерфейса; установка принтеров. Работа с панелью управления: анализ системных ресурсов. Возможности администрирования ресурсов и защиты информации от несанкционированного доступа.
Тема 8. -31час.
Средства мультимедиа. Основы мультимедиа: звуковые карты – принцип функционирования. Акустические системы. Настройка средств мультимедиа: выбор звуковых схем оформления оконного интерфейса Windows.
Тема 9. -14часов.
Электронная почта и Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Основы работы с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.
Тема 10. -12часов
 Сканирование изображений. Сканирование изображений. Практическая работа со сканером: настройки, режимы сканирования. Сканирование текста с последующим распознаванием: работа с программой FineReader. Выпуск регулярных газет , журналов , презентаций.
Тема 11. -1час.
 Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.



Второй год обучения
Тема 1. -1час.
Введение. Основы техники безопасности. Введение: содержание второй части дисциплины. Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Обсуждение и согласование тем итоговой работы.
Тема 2. -14часов.
 Работа с гипертекстом. Работа с документами, выполненными в формате HTML. Основные приёмы работы с гипертекстом. Конвертирование текстовых документов в формат HTML с использованием встроенных возможностей MS-Office2000/XP. Практическая работа с текстовыми и графическими файлами в сети Internet.
Тема 3. -15часов.
Сканирование и обработка текста. Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла; работа с программой FineReader.
Тема 4. -31час.
Сканирование и обработка изображений. Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата. MS PhotoEditor – простейший редактор обработки растровых изображений. Общий обзор возможностей популярных программ обработки растровых изображений – Corel PhotoPaint и Adobe PhotoShop. Практическая работа по редактированию растровых изображений: цветовая коррекция; создание эффектов; ретушь.
Тема 5. -14часов.
Работа в Internet. Общее представление о проблеме надёжности каналов связи при работе в глобальных сетях.
Тема 6. -14часов.
 Оформление итоговой работы. Обработка материалов и оформление итоговой работы. Защита работы для представления на научно-технические конференции МГДД(Ю)Т и МИРЭА.
Тема 7. -33часа.
 Основы WEB-дизайна. Общие требования к оформлению WEB-страниц. Редактирование WEB-страниц с использованием встроенных возможностей MS-Office. Практическая работа с программой создания WEB-страниц Front Page. Создание сайта школы №785

Тема 8. -4часа.
 Работа в Internet. Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Работа с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.
Тема 9. -1час.
Заключительное занятие. Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.
Примечание. В дни школьных каникул занятия учебно-творческого коллектива проводятся в соответствии с расписанием. Желательно привлечение обучающихся к активному участию в презентационных мероприятиях школы785(тематические семинары, конференции, выставки и т.п.), совпадающих по времени с периодом каникул.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная образовательная программа реализуется в форме аудиторных занятий и индивидуально в режиме дистанционного доступа через глобальную сеть Internet.
В свою очередь, аудиторные занятия носят характер лекций и практических занятий на компьтеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и поиска требуемой информации в мировом информационном пространстве.
Навыки самостоятельной работы развиваются в ходе заочного интерактивного взаимодействия учащихся с преподавателем и между собой посредством удалённого доступа к учебному WEB-серверу www.sch785uvuo.ru.
Составлению и реализации программы предшествовало освоение в течение девяти лет её предшествующих версий, а также опыт автора по ведению базового курса «Универсальный пользователь ПЭВМ» и реализации авторской программы дополнительного образования учащихся старших классов лицея для членов учебно-творческих коллективов системы дополнительного образования с разработкой соответствующих методических материалов.
Реализация программы осуществляется на площадях кафедры технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) МИРЭА в компьютерном классе (11 ПК уровня PIII/IV, оснащённых средствами мультимедиа, объединённых в сегмент локальной информационной сети кафедры) с возможностью выхода в Internet с каждого рабочего места. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.
.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(литература предназначена преподавателям и учащимся)
Первый год обучения
Основная
Колесниченко О., Шишигин И. Аппаратные средства на PC. Наиболее полное руководство в подлиннике. 5-е изд. – СПб., 2005.
Дополнительная
1. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия Интернет 2003. – М., 2003.
  2. Гусев В.С. Поиск в Internet: Самоучитель. – М., 2004.
3. Яворских Е.А. Звук на персональном компьютере: Самоучитель. – СПб., 2004.
Второй год обучения
Основная
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 3-е изд. – СПб., 2005.

Дополнительная
1. Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. – СПб., 2000.
2. Гурский Ю. Эффективная работа: трюки и эффекты в CorelDRAW 11 (+CD). – СПб., 2003.
3. Милчев М. Цифровые фотоаппараты. 2-е изд. – СПб., 2004. 
3. Пауэлл Т. WEB-дизайн. 2-е изд. – СПб., 2003.
  3. MICROSOFT POWERPOINT XP 2002. Шаг за шагом + CD (Русская версия): Практическое пособие с подробными пошаговыми описаниями и учебными файлами. – М., 2002.

  К содержанию


Категория: Мои файлы | Добавил: belyj
Просмотров: 577 | Загрузок: 0 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz